Как выбрать якорь для лодки
Используемый якорь просто обязан держать катер при любом ветре, а не просто находиться согласно требований описи. Исходя из представленных ниже данных можно судить об эффективности разных типов якорей. Необязательно лучший - самый массивный! (для примера 20кг. квадратная гиря - не держит совершенно! А вот якорь весом ~8кг. уже не вырвать!)
Веревку для якоря лучше использовать более жесткую - меньше будет путаться. На конец веревки необходимо привязать поплавок (кусок плотного пенопласта), в случае заброса якоря часто заборт улетает и конец, а так он не утонет. При использовании цепи - диаметр звена можно определить по этой формуле:
Ориентировочные данные по канатам и якорям:
Тип катера | Вес якоря | Якорная цепь | Якорный канат | ||
---|---|---|---|---|---|
длина м | калибр мм | длина м | калибр мм | ||
открытые катера до 5м | 12 | - | - | 25 | 8 |
с каютой (будкой) до 5м | 12 | - | - | 30 | 8 |
открытые 5-7м | 12-14 | - | - | 25 | 8 |
с каютой 6-8м | 14-18 | 18-20 | 6-7 | 30 | 10 |
с каютой 8-10м | 20 | 20-25 | 7-8 | 35 | 12 |
Якоря и канаты морских парусно-моторных яхт:
Размер яхты, м | Площадь парусов | Вес якоря | Якорная цепь | Якорный канат | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
длина | ширина | Основной | Запасной | длина | калибр | длина | диаметр | |
5,5 | 1,5-1,9 | 10-15 | 10 | 5 | 40 | 6 | 35 | 8 |
5,5-6,5 | 1,8-2,2 | 15-20 | 15 | 8 | 40 | 6 | 35 | 8 |
6,5-7,5 | 2,0-2,4 | 20-25 | 20 | 10 | 50 | 7 | 45 | 10 |
7,5-9,0 | 2,2-2,7 | 25-30 | 30 | 25 | 60 | 8 | 55 | 12 |
9,0-10 | 2,5-2,9 | 30-40 | 40 | 30 | 70 | 9 | 65 | 14 |
Основные данные капроновых канатов :
Диаметр каната мм
|
Вес 100м
|
Разрывное усилие
|
7,9
|
4,3
|
1180
|
9,6
|
5,4
|
1450
|
11,1
|
7,5
|
2010
|
12,7
|
10,0
|
2720
|
15,9
|
15,7
|
4265
|
19,1
|
22,8
|
8020
|
Адмиралтейский якорь - якорь с двумя неподвижными рогами, имеющими на своих рогах треугольные лапы, и штоком, — укреплённым на верхней части веретена в плоскости, перпендикулярной плоскостй рогов. По держущей силе в 3-4 раза уступает якорям, цепляющимся за дно двумя лапами, например якорю Холла, но Адмиралтейский якорь одинаково надежен при любом грунте. Масса адмиралтейского якоря составляет 10-3000 кг. В зависимости от типа грунта держащая сила адмиралтейского якоря в 2-8 раз превышает его вес. | |
Якорь Матросова - якорь, состоящий из: - веретена; - двух поворотных широких треугольных лап, примыкающих к веретену; и - скобы якоря. По бокам якоря Матросова сделаны приливы (штоки), которые предохраняют якорь от опрокидывания. Якорь Матросова не теряет сцепления даже при развороте судна на 360°. Якорь надежно держит в слабом илисто-песчаном и твердоммелко каменистом грунте. Держащая сила якоря Матросова в четыре раза больше, чем у Адмиралтейского якоря аналогичной массы. Недостатком является тенденция заклинивания якорных лап. Якорь Матросова может быть литым или сварным и выпускается начиная с массы 5кг, что делает его пригодными для большинства маломерных судов. |
|
Якорь \"плуг\" (CQR) с шарниром являются якорем повышенной держащей силы. У якоря CQR отличная держащая сила: 18 кгс на 1 кгс веса якоря на плотном песке и 13,5 кгс на травянистом грунте. |
Вес якоря
|
Длина катера
|
9 кг.
|
7,0 м.
|
12 кг.
|
10,0 м.
|
15 кг.
|
12,0 м.
|
22 кг.
|
15,0 м.
|
Якорь Холла - якорь с поворотными лапами, состоящий: - из веретена прямоугольного или круглого сечения; - из головы с лапами; - из штыря, на котором вращается голова; и - из штифтов, удерживающих штырь и веретено в голове. Держащая сила якоря Холла в 3-4 раза превышает массу якоря. Якорь Холла при натяжении каната нередко выворачивается из-за неоднородности грунта под лапами. |
Вес якоря
|
Длина катера
|
4 кг.
|
6 м.
|
6 кг.
|
7,5 м.
|
8 кг.
|
10 м.
|
10 кг.
|
11,5 м.
|
12 кг.
|
13,0 м.
|
16 кг.
|
15,5 м.
|
Преимуществом якоря Кобра является высокая удерживающая сила, отсутствие подвижных частей и возможность автоматического подъема и спуска на носовом роульсе. Автоматический подъем и спуск обеспечиваются двумя специальными изгибами веретена. |
Вес якоря
|
Длина катера
|
2 кг.
|
4 м.
|
4 кг.
|
6 м.
|
6 кг.
|
8 м.
|
8 кг.
|
10 м.
|
10 кг.
|
12 м.
|
12 кг.
|
14 м.
|
16 кг.
|
16 м.
|
Якорь-Кошка - широко распространённый тип якорей. Он оснащён веретеном с утяжелённой оконечностью и откидными лапами. Для маломерных судов предпочтительным является складной якорь-кошка, на больших судах может рассматриваться только в качестве вспомогательного ввиду небольшой удерживающей силы. Складывающиеся лопасти якоря-кошки минимизируют его транспортировочные размеры, что особенно приветствуется на небольших надувных лодках. Якорь-кошка пригоден для применения на практически любых грунтах. |
Масса
якоря кг. |
Длина
якоря мм. |
Рассчитан на судно
с полной загрузкой кг. |
Минимальный диаметр
якорного каната мм. |
0,7
|
190
|
до 90
|
2
|
1,4
|
330
|
до 130
|
2,5
|
2,3
|
350
|
150 - 200
|
2,5
|
3,5
|
410
|
250 - 500
|
3
|
5,5
|
470
|
500 - 750
|
5,5
|
7,5
|
530
|
750 - 1000
|
6,5
|
10
|
620
|
1000 - 1300
|
7
|
12
|
640
|
1300 - 1550
|
7,5
|
15
|
660
|
1550 - 1850
|
8
|
Как привязывать трос к якорю и якорный канат к судну
В большинстве случаев якорь тросом вяжется за рым самозатягивающимся узлом. Хорошо работает такой
рыбацкий узел, как на фото.
Возможны и варианты фото1 и фото2.
Если рассматривать силы, действующие на лодку, особенно при постановке якоря на волне, то наиболее выигрышной оказывается точка крепления, расположенная как можно ниже по форштевню.
А чем выше точка крепления, тем больше рычаг и, следовательно, сила, действующая относительно центра тяжести судна, которая стремится притопить нос. И чем ниже по форштевню мы прикрепим якорный трос, тем меньше шансов у лодки зарыться во встречную волну. Аналогично следует выбирать и место крепления буксирного фала, если речь идет о буксировке судна против волны. Способов крепления якорного каната к лодке всего два: с помощью винтового карабина или простым узлом. Главное - это обеспечение надежного соединения. |
Увеличение держащей силы якоря
Увеличить держащую силу якоря можно за счет нехитрого приспособления в виде отрезка крупнозвенной цепи длиной 70 - 200 см. Вариантов существует несколько, но наиболее эффективным оказывается такой: цепь крепится непосредственно к якорному рыму, а уже к ней вяжется якорный канат фото.
Длина фала для якоря определяется глубиной стоянки катера, и соответствует 5-7 глубинам.